Налоговики 7 раз назначали и откладывали рассмотрение материалов проверки. В итоге, за 8 млн рублей, возвращенные с опозданием на целый год, ИП получил лишь 25 тысяч. "Помогли" тому изменения в НК, связанные с ЕНС, а также лояльность судей к действиям проверяющих.
ИП приобрел нежилое помещение у организации. В феврале 2022 года ИП подал декларацию по НДС за четвёртый квартал 2021 года, в которой была отражена сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета – 8 млн рублей. Затем ИП дважды подавал заявление о возврате этого НДС. Однако по итогам камеральной проверки налоговики отказали в возврате. Было это в июне 2022 года.
В июле ИП подал письменные возражения на акт камералки. Затем налоговики вынесли решение о проведении допмероприятий, а в начале сентября утвердили дополнение к акту проверки. На эти дополнения ИП также представил свои письменные возражения.
На 17 октября было назначено первое рассмотрение материалов проверки, на которое ИП не явился. Но взамен представил ходатайство о рассмотрении в своё отсутствие. Налоговики это проигнорировали и продлили срок рассмотрения, поскольку считали, что присутствие ИП крайне необходимо.
Затем ситуация повторилась ещё шесть раз. Всякий раз, когда налоговики назначали новое рассмотрение, ИП подавал заявление о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие. Только в мае 2023 года наконец-то это злополучное заседание состоялось, причём, всё-таки без ИП.
И, что немаловажно, налоговики самостоятельно додумались, что возмещение заявлено было законно. В итоге вынесли решения о возмещении о об отказе в привлечении к ответственности. В начале июня 2023 года ИП наконец-то получил свои деньги на расчётный счёт. После этого ИП обратился в суд с требованием о взыскании с налоговиков процентов за просрочку возмещения. Но добился не многого. Точнее, в первой инстанции – вообще ничего, а хоть чего-то – только в апелляции и кассации.
Во-первых, момент, от которого суды отсчитали просрочку, оказался серединой декабря 2022 года. Ведь первое продление рассмотрения материалов проверки с середины октября до середины ноября 2022 года суды сочли допустимым. Также суды решили, что налоговики имели право ещё и на однократное отложение рассмотрения материалов проверки, поскольку считали явку предпринимателя обязательной. В итоге, суды решили, что рассмотрение должно было состояться 16 декабря 2022 года.
При этом проценты за несвоевременное возмещение НДС были взысканы только за период с 16 по 31 декабря 2022 года. Ведь с 2023 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, связанные с введением единого налогового счёта, и в том числе были подправлены нормы статьи 176 НК о возмещении НДС, откуда были удалены правила о возмещении с процентами за просрочку. Таким образом, за период с 1 января 2023 года по дату фактического возврата никаких процентов ИП не получил.
Иными словами, суды хоть и удовлетворили требования ИП, но сделали это только для вида, позволив предпринимателю получить из бюджета всего лишь 25 тысяч рублей. При этом ИП требовал, чтобы отсчёт просрочки начинался хотя бы с середины октября 2022 года, то есть с момента, на который было назначено первое рассмотрение. Однако суды такой подход не поддержали, признав чрезмерными проволочки со стороны налоговой только в последние пять раз. О том, что первоначально неправомерный отказ в возврате имел место еще в июне 2022 года, речи вообще никакой не идет (дело А36-5136/2023, кассация Ф10-708/2024).
Голые цифры: за 8 млн, возвращенные с опозданием на целый год, ИП получил лишь 25 тысяч. Очевидные логические проколы судов, возможно, ИП еще попытается оспорить в ВС (дело пока что не завершено). Ведь первоначальная камералка была отказной незаконно. И на каком, спрашивается, основании правка норм в связи с ЕНС была применена к правоотношениям, возникшим задолго до этого. Так что, не исключено, что у данного ИП еще не все потеряно.