Крупный бизнес предложил властям внести поправки для исключения двойного налогообложения при трансграничных внутригрупповых сделках, узнал Forbes. Такие риски возникают, когда используется трансфертное ценообразование — популярный способ налоговой оптимизации. Бизнес указывает, что сейчас могут возникать случаи, когда доход, возникший у зарубежной компании из-за нерыночных цен в сделке, облагается налогом дважды: с одной стороны, как «скрытые дивиденды» этой компании-нерезидента, с другой — в рамках налогообложения процентов и роялти
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил внести поправки в Налоговый кодекс, которые исключали бы двойное налогообложение при внутригрупповых сделках с зарубежными компаниями, при которых применяется трансфертное ценообразование — механизм сделок между взаимозависимыми лицами по ценам, отличающимся от рыночных. С проектом, представленным РСПП в рамках рабочей группы с участием Минфина и ФНС, ознакомился Forbes, подлинность документа подтвердил источник, близкий к обсуждениям.
Бизнес предлагает внести поправки в пункт 6.1 статьи 105.3 Налогового кодекса, которая начала действовать с 2024 года. Согласно этой норме, если сделка между связанными компаниями — российской и зарубежной — проведена по нерыночной цене и это привело к корректировке налоговой базы у российской компании, то доход, который при этом возникает у зарубежной компании, считается дивидендами, которые она получила. В таком случае он облагается налогом у источника (то есть его уплачивает российская компания) по ставке 15%. Однако возможны ситуации, при которых налог будет уплачен дважды. Например, если российский банк выплачивает процентный доход по депозиту резиденту ОАЭ 100 000 рублей при рыночном размере процентов 70 000 рублей, то «нерыночные» 30 000 рублей, на которые скорректировалась налоговая база российского банка, облагаются 15%-ным налогом как «скрытые дивиденды». В то же время сумма облагается налогом по ставке 20% как процентный доход.
В связи с этим РСПП предлагает засчитывать налоги на доходы иностранных юрлиц, которые должны быть выплачены у источника, при уплате налога со «скрытых дивидендов».
«Возникает неопределенность в отношении применения налога у источника к ряду выплат», — отмечает партнер Б1 Марина Белякова. По ее словам, это касается тех доходов, по которым и так применяется налог у источника согласно их юридической природе (проценты, роялти, услуги). Двойное налогообложение может возникать, например, если суммы роялти, обложенные налогом у источника по ставке 20%, налоговый орган сочтет завышенными и скорректирует вниз, говорит партнер МЭФ Legal Анна Зеленская.
Аналогичная ситуация с услугами, оказываемыми иностранными компаниями связанными с ними российским лицам (например, управленческие услуги, услуги по разработке ПО и т.д.), добавляет Зеленская. Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, налогом от источника и так облагаются доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ или оказания услуг взаимозависимому лицу. Поэтому в поправках, предложенных РСПП, предлагается не применять положение о «скрытых дивидендах» к таким доходам.
Представители ФНС в устных комментариях сообщали, что технически выплаты налогов у источника можно будет зачесть, однако официальных разъяснений по этому вопросу пока нет, уточнила руководитель группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования Kept Наталья Вальковская.
Бизнес ждет разъяснений, которые подтвердят, что корректировка налоговой базы при сделках со взаимозависимыми компаниями-нерезидентами не должна приводить к двойной уплате налога и применяется только к выплатам, не обложенным налогом у источника, указывает Анна Зеленская. Предложения бизнеса как раз предполагают внесение ясности в этот вопрос путем внесения изменения в Налоговый кодекс, добавила Наталья Вальковская.
По информации источника Forbes, знакомого с инициативой РСПП, Минфин и ФНС согласны с необходимостью разрешения правовой коллизии, но пока не принято решение, будут ли вноситься соответствующие поправки в Налоговый кодекс или вопрос будет закрыт разъяснениями. По данным еще одного собеседника издания, знакомого с обсуждениями, Минфин обещал бизнесу проработать этот вопрос с ФНС и до конца лета подготовить разъяснения.
РСПП также просит установить «реалистичный срок» по уплате налога со «скрытых дивидендов». Сейчас такие налоги необходимо уплачивать не позднее 28 января года, следующего за налоговым периодом. Но расчету размера корректировки в связи с нерыночностью цены сделки «предшествует ряд процедур, которые выполняются по итогам года», указывает РСПП. Поэтому, по мнению авторов инициативы, для таких выплат нужен более поздний срок — не позднее 28 марта, когда уплачивается налог на прибыль.
«Позиция в отношении поправок будет сформирована в случае их поступления в ФНС России в установленном порядке», — сообщили Forbes в Федеральной налоговой службе. Там отметили, что во всех случаях, описанных в статье 309 Налогового кодекса (особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в России и получающих доходы от источников в стране), «первоначально удержанный налог у источника выплаты дохода будет технически засчитываться против налога у источника в отношении дохода, возникающего при осуществлении вторичной корректировки».
В Минфине и РСПП на запрос Forbes не ответили.